Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО* в 1966 году. Идея проведения этого Дня – один из итогов «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», которая состоялась в Тегеране в сентябре 1966 года. Целью конференции было напомнить о важности грамотности в жизни людей и о необходимости наращивания усилий по её распространению. Дата празднования 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.
С 1967 года 8 сентября объявлено ЮНЕСКО Международным днём распространения чтения и грамотности. В этот день во многих странах мира, к примеру, государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей – выдающихся деятелей культуры, известных спортсменов и т.д., читающих книги, газеты и журналы.
В России День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области и в Екатеринбурге, где с 2002 года регулярно проводятся «Крапивинские чтения», посвящённые детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.
В середине 70-х годов 20 века, когда праздник только появился, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем появились понятия «академической» и «функциональной» грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом в повседневной жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в число 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. В плане повышения общей грамотности человечества и по сей день есть над чем работать – сейчас в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона.
Несколько занимательных фактов о грамотности:
В 15 странах мира более 50% детей не имеют основного общего образования.
Мировая статистика показывает, что наибольший процент неграмотных в современном мире (37% взрослых) – среди населения Индии.
Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в богатых странах – Египте, Бразилии, Китае.
В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тыс. USD.
*специальное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры