ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ
Томск
«ТАЛАНТ СЕРДЦА»
Одна из главных адресов для любого жителя Томска – переулок Южный, дом 29. Здесь стоит необычный деревянный дом-сундук. Театр, полный сказок, философских размышлений, музыки – и, конечно же, кукол.
Автор и создатель этого пространства – личность уникальная не только для Томска, но и для всего театрального мира. Владимир Яковлевич Захаров – инженер-электромеханик, робототехник и… человек, открывший новую страницу в истории мирового кукольного театра. Правда, сам он предпочитал другую формулировку: «театр кукол». Вроде, разница небольшая, но для Владимир Захарова она была определяющая. «Была» – потому что в 2019 году Владимир Захаров погиб в пожаре. Но для тех, кто его знал, кто восхищался его искусством и самой его личностью, – прошедшего времени, кажется, не существует.
«Первый раз мы встретились с ним на музыкальном фестивале в Томске. Мне позвонили, предложили сходить на спектакль, – вспоминает близкий друг Владимира Захарова, знаменитый музыкант-балалаечник Алексей Архиповский. – Ну кукольный театр, ну что там может быть. Но после выступления подходит человек бородатый, вытаскивает куклу Ежика, начинает разговаривать и через полторы минуты я обнаруживаю, что разговариваю с Ежиком. Они были абсолютно равны, и это было удивительно».
Удивительного в жизни Владимира Захарова было много. «Кибернетика электрических систем», – так называлась специальность, полученная им в Томском политехническом институте. В НИИ технологии машиностроения занимался роботами, карьера шла в гору. Но однажды познакомился с режиссером Томского театра куклы и актера «Скоморох» – и решил пойти к нему бутафором.
«У него было такое свойство – он был человеком очень решительным, – делится Александр Ракин, радиоведущий, друг Владимира Захарова. – Он был человеком осмысленным, не безбашенным, рациональным. Но приняв решение, он уже не сворачивал».
Задач для своего инженерного склада ума в бутафорской деятельности Владимир Захаров находил предостаточно. Но вскоре обнаружил еще одно преимущество театра. «Он очень быстро понял, что при помощи того, что он делает, можно рассказывать истории на свой собственный манер», – говорит Александр Ракин.
Тогда Владимир Захаров снова решительно собрался, ушел из театра и сделал свою антрепризу. Поначалу это была разработанная и созданная им же механизированная раскладная сцена в виде раскрывающейся книги. Несколькими поворотам рычажков поднимались горки, холмы, появлялось озеро. Захаров включал лампочки, вмонтированный вентилятор – загорался костер, начинал дуть ветер…
Но на сцене должен был кто-то играть. «Характер антрепризы определяет кукла, – говорит Александр Ракин. – И в мировой театр кукол он вошел именно как изобретатель принципиально нового, со времен марионеток, типа театральной куклы».
«Куклы Захарова» очень сложны технически. Сделаны они по-инженерному и научное описание их, конечно же, тоже имеется: «В базе самой конструкции Володя использовал кардан, использовал подвижное запястье между двумя неподвижными частями рук: предплечьем и кистью. Подвижное усилие передается через кардан на шейный узел и кукла точно, координированно, не болтаясь, начинает вращать головой. Глаза у куклы двигаются вверх-вниз и влево-вправо. Она разговаривает ртом, у нее подвижные - локоть, плечо, кисть, фаланги пальцев».
Но за всеми этими сухими техническими деталями зритель всегда видел другое. «Чудо живого, – так характеризует Алексей Архиповский Захарова-кукольника. – «Когда в искусстве есть живое – это крайне редкая вещь».
То самое «живое» в созданном Захаровым театре «2+Ку» зрители чувствовали очень хорошо. Четыре, пять спектаклей за один день мог сыграть Владимир Захаров – публика не убавлялась.
Люди сидели на специально спроектированной им террасе, пристроенной к театру; очередь петляла за забором; холод и дождь не являлись ни малейшим поводом отправиться домой: «Подождем маленько». И дожидались – Захаров снова выходил на сцену в месте с Ежиком, Алисой, Медвежонком.
«Для него театр не был индустрией развлечений. Он таким способом рассказывал истории о важном. Спектакли – это был его способ коммуникации с миром, способ рассказать о своих болезнях, о любви, о страдании, о своем опыте жизненном. Он при помощи спектаклей рассказывал все истории о важном и нужном, о ценном, и поэтому ни один спектакль не повторялся», – вспоминает Александр Ракин.
Если сегодня у Захарова было веселое настроение, спектакль фонтанировал шутками-прибаутками, кукла могла дурачиться и вытворять все, что угодно. Точно такой же спектакль на другой день был грустным: «Зал плакал, он плакал, кукла рыдала». При этом сюжетная канва пьес была всегда одинаковая.
За неполные 20 лет своей театральной жизни Владимир Захаров написал 20 пьес, поставил 16 спектаклей, 13 из которых играл постоянно. «Я на самом деле считаю, что он гений – из тех, кто рождаются раз в столетие. И он абсолютно гениален относительного кукольного ремесла, – утверждает Алексей Архиповский. – Даже его кукольная труппа была необычная. Куклы у него уже знали, что они играли. Что раньше они были путешествующей труппой. Заяц хвастается, что он Гамлетом был. Алиса еще где-то там принимала участие».
«Он был человеком очень непростым по характеру, очень. Он, как все гении, нес на себе бремя таланта, оно очень сложное. Но вот, представьте, чисто физически за неполные 20 лет, ну, ладно там, написать пьесы, но поставить 16 спектаклей. А спектакль – это нужно сделать куклу, нужно сделать всю сценографию, нужно подобрать музыку. Причем у него все спектакли же в театре - они управляются с двух компьютеров. Артист на сцене один» – рассказывает Александр Ракин.
Чем дальше, тем больше было понятно для близких Захарова, что его спектакли – это особая форма его взаимодействия не только с миром, но и собственной судьбой. В одном из последних спектаклей, «Автостопе», был эпизод, когда Захаров и Ежик поехали искать место, где они будут счастливы. «Останавливаются они где -то на дороге, Вовка зажигает костерочек, потом засыпает. А Ежик все говорит, говорит... Там очень пронзительные вещи были. «Только не бросай меня!» – на разные лады повторяет Ежик», – рассказывает Алексей Архиповский.
Последний спектакль стал для Захарова самым трудным технически – и одновременно самым совершенным. Он играл его двумя руками одновременно – компанию привычным героям составила кукла-альтер эго самого Захарова.
Театр стал для Владимира Захарова всем, его жизнью, его судьбой. И здесь же эта жизнь и оборвалась 1 февраля 2019 года. В Томске стояли сильные морозы, в мастерской рядом со зданием театра загорелась проводка, начался пожар и, пытаясь его потушить, Владимир Захаров потерял сознание от угарного газа и навсегда остался в мире своего любимого театра. «У меня в жизни было две самые сильные потери, – вспоминает Алексей Архиповский. – Первый был Виктор Павлович Дубровский, маэстро, дирижер. Очень много он для меня значил. И вот Володька был вторым, конечно. Есть люди, по которым земля содрогается…».
Любая театральная, художественная среда предполагает передачу творческих традиций. У Владимира Захарова и здесь всё было «не как у всех».
«Володя, бывало, уезжал на какой-нибудь фестиваль, – вспоминает Александр Ракин. – И потом где-то застревал, его долго не было. Потом он через пару месяцев возвращался. И на вопрос – Ты где так долго был? - Да я там что-то как-то... А он это время занимался с учениками. Люди к нему приходили, просились в ученики. И он щедро делился.»
Творческой мечтой Владимира Захарова всегда было организовать в Томске фестиваль учеников. Но – не сложилось. При жизни. «Когда мы опубликовали некролог, нам стали писать: я его ученик, и я, и я тоже. Мы тогда насчитали 143 человека со всего мира, от Исландии до Новой Зеландии». На деньги, которые самые разные люди присылали на похороны, было решено исполнить мечту Захарова и собрать в его родном Томске всех, кого он обучил кукольному мастерству.
У Захарова было три вида учеников. Те, кто умеет делать куклы. Те, кто умеет с ними выступать. И те, кто умеет и то, и другое. Кукла делается индивидуально под руку человека, под толщину пальцев. На то, чтобы сделать одну куклу, у опытного мастера уходит минимум месяц ежедневной, полноценной работы. Для ее создания надо владеть слесарными навыками, уметь паять, работать с металлом и стальной проволокой. Нужно уметь гнуть пружины, резать по дереву…
Среди участников фестиваля был один из известнейших кукольников в мире – португалец Мануэль Коста Диас. И он рассказал, что так и не смог научиться делать «куклу Захарова». «Он говорил, мол, я знаю 100 с лишним кукольных техник. Я вообще не мог представить, что есть что-то, чем я не владею. Но тут я расписался в своем полном бессилии даже просто понять, как это делается», – рассказывает Александр Ракин. В итоге куклу, которую Захаров сам успел ему сделать, Мануэль назвал «Владимир». Спустя некоторое время появился его спектакль – «Лети, Владимир, лети! ».
После ухода Захарова друзья и коллеги решили, что просто обязан сохранить о нем память, сохранить этот уникальный, некоммерческий театр кукол – ведь никаких цен на билеты здесь никогда не было. Был тряпочный мешок с надписью «Касса», куда каждый опускал деньги по своему желанию и возможностям. Журналисты, ведущие, финансисты, режиссеры – все они по выходным собираются в Южном переулке. Артисты – Оля Астанина, Ольга Сигаль, Ксения Синегубова, Анна Хомутинникова и другие – показывают спектакли, которые, по общему мнению, могли бы быть близки к планете под названием «Владимир Захаров». Иногда ученики рассказывают зрителям о том, каким был Захаров. Но едва ли не главное богатство – 13 спектаклей, которые успела снять немецкая документалистка Рамона Гастль за несколько месяцев до его ухода. Когда-то, еще давно, она сделала о Захарове короткометражку. Получила несколько Гран-при на разных фестивалях и больше всего была удивлена тому, что Захарова знали везде. «О, это же этот Захаров!» – кричали и аплодировали люди во время показа в Ганновере или Берлине.
«Он столько с учениками возился, – добавляет Алексей Архиповский, – кричал мне в телефон: «Надо ведь, чтобы это дальше жило! Что они будут делать, как они будут жить дальше?». «Они» в данном случае – не зрители, как можно было бы подумать. А снова те самые близкие существа – куклы. И они живут, на сценах и в сердцах по всему миру, лучшим памятником большому Мастеру и хорошему человеку.