Дамир Юсупов.
Москва
Пилот, которого в России знают все
Пилот гражданской авиации Дамир Юсупов — один из самых известных российских летчиков. Герой России. 15 августа 2019 года самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» под его управлением столкнулся со стаей птиц, в результате чего отказали оба двигателя. Командир судна сумел совершить успешную аварийную посадку в кукурузном поле под Жуковским — все находившиеся на борту 233 человека остались живы.
Город детства — он особенный
О родном городке в Красноярском крае Дамир говорит с нежностью, хотя очень давно там не бывал. Когда-то в Игарке кипела жизнь: действовал лесопильно- перевалочный комбинат, с постоянной нагрузкой работал аэропорт, со всего Союза приезжали молодые специалисты — шло освоение севера. Сейчас судьба этого маленького города, как и многих других, незавидна — люди разъезжаются, старая застройка понемногу рушится. Но те, для кого Игарка -— город детства, хранят о ней теплые воспоминания.
«Мне часто снится наш старый дом, вспоминаю учителей, школьных друзей, — тридцать лет прошло, а память все хранит. Когда распался Союз, наша семья переехала обратно на родину родителей — в Самарскую область. Близких в Игарке уже нет, но меня все равно туда тянет, и я обязательно хочу как-нибудь приехать. Город детства — он особенный».
Мальчиком Дамир увлекся боксом — в секцию его привел старший брат, который сам показывал неплохие результаты. Спорт оставил в судьбе будущего летчика заметный след. Кстати, Дамир утверждает, что сводить бокс к мордобою — очень глупая точка зрения. Это классический спорт, в котором нужно работать не только руками и ногами, но в первую очередь — головой: продумывать тактику защиты и нападения, здраво оценивать себя и противника. Не говоря уже о том, насколько бокс полезен — и для общего тонуса, и для уверенности в себе, и в плане практических навыков — для самозащиты.
Подняться в небо во что бы то ни стало
Стать летчиком будущий Герой России захотел еще в раннем детстве — и мать, и отец работали в аэропорту, маленьким мальчиком Дамир летал на вертолете Ми-8, которым управлял отец. Однако путь к профессии пилота оказался не таким уж коротким. После школы поступить в летное училище не удалось: не прошел медкомиссию.
«Авиация вошла в мою жизнь с детства — родители работали в аэропорту, мой отец был пилотом. Наши соседи и друзья семьи были авиаторами, я слушал их разговоры и постепенно заболел небом. Всегда мечтал стать летчиком — как папа».
Дамир поступил в колледж, потом отслужил в армии, затем заочно закончил университет и получил вполне земную профессию — юриста. Успешно работал на этом поприще. Но мечта о небе не отпускала. И в 32 года она наконец сбылась. В 2013 году Дамир с отличием окончил Бугурусланское лётное училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова.
«Юристу важно быть собранным, дисциплинированным, уметь быстро анализировать факты, организовывать их в голове. Быстрая реакция тоже важна. Так что юридический опыт помогает мне в жизни, и я ему благодарен. Но все-таки рад, что в конце концов пришел к своей цели и стал пилотом».
Поначалу, когда Дамир был еще только вторым пилотом, каждый полет приносил волнения. Постепенно копился опыт, наш герой сам стал командиром, профессионалом высокого уровня, — появилась уверенность. «Конечно, все люди разные — так говорит Дамир, — но вообще у нас есть такое правило: мы все стрессы, неприятности, напряжение оставляем внизу, на земле».
Первый пилот, командир судна — главный человек в самолете. Но безопасность полета зависит не только от него. Обязанность второго пилота — обеспечивать связь, следить за погодой. Дружелюбную атмосферу на борту обеспечивают бортпроводники — словом, экипаж это всегда слаженная, профессиональная команда. Состав команды бывает разным, но перед каждым полетом проводится брифинг, знакомство, где обсуждаются все детали.
«Я сталкивался с ребятами, у которых в семье — настоящие династии летчиков. Скажем, летал дед, потом отец, и младшее поколение тоже не отстает. Это здорово. Династия Юсуповых тоже может продолжиться: мой шестилетний сын очень интересуется авиацией, постоянно рисует самолеты, конструирует их, читает о них в журналах, смотрит передачи. Если он выберет этот путь, я буду рад».
Наверху всегда светит солнце
Летчик — профессия ответственная. Но в ней есть место поэзии. Как говорит Дамир, смотреть на землю с высоты не надоедает никогда. Мир, которые открывается из кабины пилота, совсем не похож на тот, что мы привыкли видеть внизу. Рассветы, закаты, огни больших городов, озера, реки, высокие скалы — от этого зрелища дух захватывает всегда как в первый раз.
Летчики «плоскоземельщиками» не бывают: мы все точно знаем, что земля круглая. А еще мы в каждом полете видим столько красоты! Лететь над облаками или сквозь облака, наблюдать, как мимо, буквально на расстоянии трехсот метров, пролетают другие самолеты (мы ведь летаем по трассам) — это ни с чем нельзя сравнить. И еще: какой бы ни была погода внизу, там, наверху, всегда светит солнце.
В полете есть более и менее загруженные этапы. Например, в момент разбега, на взлете, в момент посадки весь экипаж максимально сосредоточен, нужно
одновременно и четко выполнять множество действий. В режиме крейсерского полета, когда судно уже набрало высоту и скорость, пилоты могут пообщаться,
поговорить. Так рождаются человеческие контакты и иногда — дружба. А многие ребята, которые приходят в профессию после училища, дружат еще с юности. Конечно, есть и всякие словечки, которые понимают только коллеги-авиаторы. Пилоты, которые летают на самолетах иностранного производства, многие операции называют на английском — так положено. Скорость — в узлах, расстояние — в милях… А еще летчики никогда не говорят о полете «последний» — только «крайний». Примета такая.
«Когда осознаешь, что это ты, человек, управляешь такой огромной, мощной машиной — это ни с чем не сравнимое чувство. Летаешь высоко, летаешь быстро, машина тебя слушается — это очень заряжает. У самолета всегда есть характер. Когда перед полетом обходишь судно, нет-нет да и заговоришь с ним. Погладишь даже! Ведь от него зависит, каким будет рейс. Надеешься, что самолет будет надежным, сработает как надо, не подведет, — и сам обещаешь не подвести».
Летать не страшно
Летчики постоянно путешествуют — такая уж профессия. Причем, летают не только в кабине, но и в салоне, как пассажиры — в бесчисленные командировки, и по стране, и за рубеж. Нашему герою небо подарило не только любимую работу, но и семью: с будущей женой он познакомился в полете.
Летел в командировку в Краснодар, разговорился с девушкой в соседнем кресле — и через полгода они поженились. А теперь воспитывают троих детей. И такое бывает!
«Когда я лечу на пассажирском сидении, то обычно в полете сплю. Летать — не страшно. Современные самолеты надежные, экипажи всегда хорошо подготовлены — я это знаю точно. Конечно, летчик на пассажирском сидении «слышит» немного больше, чем обычный человек. Оп, выпустились закрылки, взлетаем, убираем шасси…».
Путешествовать Дамиру нравится и по земле. Он объехал всю Россию. Места силы для него — это прежде всего уголки нетронутой красивой природы. Сибирь, Дальний Восток, Байкал…
«Красивых мест на земле много. Экзотические страны — это очень интересно. Отпуск иногда приятно провести на теплом берегу, на море, среди непривычного пейзажа. Но за десять дней отпуска я успеваю соскучиться по Родине и хочу домой. Никогда у меня не возникло мыслей, например, уехать из России, сменить страну: мои корни здесь, мои родные здесь, любимое дело здесь, всё — здесь».
Кукурузное поле…и медные трубыПосле той аварийной посадки в кукурузном поле в 2019 году Дамир Юсупов и второй пилот экипажа, Георгий Мурзин, стали настоящими звездами — на них обрушилась всероссийская известность.
Звание Героев России и награды летчики получили в Кремле, из рук Президента РФ. А сколько было интервью, передач, встреч с детьми и студентами — не перечесть. Сейчас все уже несколько успокоилось, Дамир Юсупов продолжает работать как обычно. Но кое-что все-таки поменялось: он, например, перестал представляться пассажирам перед совершением рейса. Просто «Вас приветствует командир судна…» — без подробностей: на фамилию и имя некоторые люди реагируют очень уж эмоционально. В аэропорту и просто на улицах к нему постоянно подходят люди — узнают, просят сфотографироваться. Дамир не отказывает.
«К испытанию медными трубами я, честно, был не готов. Тот день, 15 августа, для меня стал очень тяжелым. Во-первых, напряжение в полете, ответственность за людей, за экипаж. Во-вторых, когда мы приземлились, и люди выдохнули, поняв, что самое страшное уже позади, для нас, пилотов, все только начиналось.
Любую нештатную ситуацию положено тщательно расследовать, найти причину, проанализировать… Тот полет был совсем коротким — всего полторы минуты, а последствия — очень долгими. И второе: внимание к моей персоне в первые несколько месяцев было просто огромным. Я к этому не привык».
Рассказывая о получении звания Героя России, Дамир вспоминает, что это был один из самых торжественных моментов в его жизни. Было волнение, но была, конечно, и гордость, и ощущение «всё сделал правильно». Сейчас он продолжает заниматься любимым делом. А свободное время, когда выдается, старается проводить с семьей. Младшему сыну, Кариму, всего пять месяцев, поэтому шумные мероприятия семья посещает нечасто. Приезжая домой, Дамир с удовольствием занимается хозяйством, участком, отводит детей на кружки и секции, гуляет с ними, играет. И кстати, продолжает заниматься боксом — ходит в зал, чтобы поддерживать форму и всегда быть в тонусе.
«Я обычный пилот, и в отношении к профессии для меня ничего не изменилось. Нет у меня никаких особых условий и привилегий, и я их не ищу. Я считаю, что в летном деле, как и в любом другом, самое главное — это чтобы каждый просто хорошо делал свою работу».
В 2022 году стартовали съёмки художественного фильма Сарика Андреасяна «На солнце вдоль рядов кукурузы» о происшествии под Жуковским и подвиге Дамира Юсупова. Роль пилота исполнит Егор Бероев, а сам Юсупов выступит консультантом картины.